30 октября 1967 г. советские беспилотные корабли «Космос-186» и «Космос-188» выполнили первую в мире автоматическую стыковку при помощи системы «Игла».

Систему сближения и стыковки космических кораблей «Игла» создали в Научно-исследовательском институте точных приборов (НИИ-648). По словам главного конструктора системы Евгения Васильевича Кандаурова, к ним обратилось руководство ОКБ-1, главой которого был Сергей Павлович Королев, с предложением создать аппаратуру для сближения и причаливания космических кораблей. Задача была новая, сложная и почти невыполнимая, но сотрудники института решительно взялись за ее решение.

Марка СССР: Стыковка Искусственных спутников Земли. «Космос-186» и «Космос-188» на орбите. Серия: День космонавтики. Источник: Википедия

Несмотря на то что советские «беспилотники» ввиду секретности были изображены в печати не так, как выглядели на самом деле, на них наглядно продемонстрирован принцип работы «Иглы». Космические корабли «Космос-186» и «Космос-188» были сконструированы по типу соединения «штырь — конус», где у каждого стыковочного аппарата была своя задача. «Активный» корабль «Космос-186» был оборудован тремя комплектами антенн: обзорными антеннами, обеспечивающими предварительный поиск второго корабля, гиростабилизированными антеннами, устанавливающими режим автосопровождения после обнаружения нужного корабля, и антеннами, которые были необходимы для самой стыковки. «Пассивный» корабль должен ориентироваться в направлении активного объекта. Стыковка должна произойти максимально медленно, чтобы при механическом столкновении аппараты не повредили друг друга. Помимо скорости движения объектов важен и угол их взаимной ориентации с точностью до одного градуса.

Как рассказывал Е.В. Кандауров, неверие в достижимость этой задачи сопровождало весь процесс создания системы: «Даже маститый ученый, конструктор автономных систем управления академик Н.А. Пилюгин говорил разработчикам: “Зря, ребята, стараетесь. Ничего путного у вас не выйдет”». «Вы мне сделали не пилотируемый корабль, а настоящий антенноносец», — сказал глава ОКБ-1 С.П. Королев разработчикам «Иглы», когда те показали ему плакат общего вида «Союза», на корпусе которого из всех наружных аксессуаров умышленно были нарисованы только антенны. Но сотрудники НИИ-648 продолжали самоотверженно работать и верить в успех своего проекта.

Первая автоматическая стыковка на орбите советских спутников «Космос-186» (справа) и «Космос-188»: 1 — стыковочные отсеки; 2 — сканирующие антенны и антенны точной наводки; 3 — раздвигающиеся панели солнечных элементов; 4 — радиоантенны дальней связи.Источник: epizodsspace.airbase.ru

Источник: epizodsspace.airbase.ru

«“Игольщики!” — так называли в институте инженеров отдела по созданию систем взаимных измерений параметров относительного движения космических аппаратов, работавших на стенде, где в творческих муках рождалась “Иглы”— аппаратура взаимных измерений положений двух космических аппаратов для их стыковки. Нас было много: молодых, толковых, работавших самоотверженно, сутками, — но уж так случилось, что мне повезло особенно. Я был первым из молодежи, кому довелось в реальном времени наблюдать на космодроме Байконур процесс сближения двух космических аппаратов. И не только наблюдать, но и комментировать работу “Иглы”», — вспоминал главный конструктор научно-технического комплекса по созданию радиолокационной аппаратуры для дистанционного зондирования Земли Научно-исследовательского института точных приборов Владимир Владимирович Риман, который в то время был молодым инженером в НИИ-648.

Стыковка модуля «Наука» к Международной космической станции. Источник: РБК

Как оказалось, система хорошо проявила себя в деле. Она стала первой в мире системой автоматической стыковки в космосе. По типу «Иглы» сейчас проводят и другие автоматические стыковки, один из таких примеров — стыковка с МКС. В зависимости от конструкции и целей аппаратов стыковка сегодня помогает не только управлять одним аппаратом при помощи другого, но и обеспечить соединение электрических схем двух аппаратов, переход космонавтов из одного в другой через имеющийся люк или открытый космос, а после, расстыковавшись, аппараты продолжают полет по отдельности. Именно стыковочный механизм позволил создать долговременные орбитальные станции, когда можно жить и работать в космосе в течение длительного периода.

Процесс автоматической стыковки космических кораблей отлаживался десятилетиями, но он по-прежнему продолжает быть одной из самых сложных и ответственных космических технических операций. Поэтому важно помнить, что в каждой космической миссии героями становятся не только те, кто отправляется в космос, но и те, кто делает это возможным: те, кто создает прочные материалы, выдерживающие космические нагрузки, кто собирает космические аппараты, обеспечивает их запуск, бесперебойную работу для достижения научных задач и определяет дальнейшие судьбы космических аппаратов.

50 лет первой автоматической стыковке: как создавалась «Игла». РКС